4 рекрутинговых урока из сериала «Игры престолов»

1. Хорошая реферальная программа позволяет привлечь кандидатов, которые впоследствии ее разрушат

Для ребенка Арья Старк неплохо справлялась со своей задачей, которая заключалась в том, чтобы отомстить тем, кто разлучил ее с семьей. Затем она встретила таинственного Якена Хгара, чья жажда убивать оказалась еще сильнее, и умоляла его открыть свою тайну.

В результате Якен пригласил Арью присоединиться к обществу легендарных убийц, известных как Безликие. Арья неохотно отказалась, так как не была готова оставить свои стремления отомстить, однако позже, будучи не в состоянии забыть предложение «работодателя», она снова нашла Якена и стала ученицей Безликих.

Да, новая жизнь Арьи оказалась вовсе не радужной. Нарушив правила обучения, в качестве наказания она потеряла зрение, но с точки зрения рекрутинга пример является удачным, потому что он демонстрирует силу хороших рекомендаций.

В исследовании от LinkedIn более 10000 респондентов, планирующих сменить работу, рассказали о том, как им удается получать сведения о новых вакансиях. Самый распространенный ответ звучит так: «Мне рассказал знакомый». Более того, 87% рекрутеров сообщили Linkedin, что рекомендации — это лучший способ заполучить хорошего кандидата. Такие сотрудники быстро проходят все формальные процедуры, не требуют дополнительного обучения и в конечном счете приносят больше пользы компании. Только представьте, что будет, если кто-нибудь порекомендует вам молодого, амбициозного и предприимчивого кандидата вроде Арьи!

2. «Ничего ты не знаешь, Джон Сноу»… кроме преимуществ хорошего бренда работодателя

Когда мы впервые видим Джона Сноу, он ничего из себя не представляет. Это всего лишь обделенный вниманием незаконнорожденный сын Неда Старка. Но когда Джону предоставляется возможность присоединиться к Ночному Дозору, он немедленно за нее хватается. Почему? Потому, что он знает о репутации ордена — сплоченного и честного братства, поклявшегося защищать Стену Семи Королевств.

Такова сила хорошего бренда работодателя. В случае с Ночным Дозором именно бренд привлекает Джона в штаб-квартиру (Черный замок) и заставляет его молить о работе, несмотря на ужасный климат, опасные условия и скудную компенсацию.

Джон оказывается великолепным сотрудником, ведь в конечном итоге ему удается стать Лордом-командующим. К сожалению, к моменту последнего появления в сериале мнение коллег о работе Джона сильно ухудшается, и благодаря метко пущенным «остротам» он остается лежать на снегу, истекая кровью. Тем не менее, история является хрестоматийным примером того, как сильный бренд может привлекать хороших кандидатов из разных уголков света.

3. Вы не сможете удерживать новых сотрудников, если будете заставлять их прыгать выше головы

В высокопоставленных семьях Семи Королевств отмечается немало проблем, включая безудержное кровосмешение и откровенную слабость, и недобросовестность исходящих из них правителей. Тем не менее, основная слабость монархов заключается в том, что они не способны грамотно выбирать кандидатов на самую главную должность — Десницы, или главного советника короля.

В первом сезоне мы видели, что король Роберт назначил Десницей своего старого приятеля Неда Старка, не заботясь о положении дел во дворце. В результате бедный неподготовленный Нед был поглощен нездоровой атмосферой и в конечном итоге пал жертвой интриг.

Те, кто занимал должность Десницы до и после него, окончили свои дни ничуть не лучше. Предшественник Неда Джон Аррен был отравлен, а последователь Тайвин Ланнистер убит своим собственным сыном (впрочем, он в какой-то мере этого заслуживал).

Очевидно, что в Королевской Гавани наблюдалась сильная текучка кадров, и эта ситуация далеко не уникальна. В исследовании от LinkedIn отмечалось, что 64% штатных специалистов по управлению персоналом интересуются вопросами удержания кадров. Как правило, это достигается путем предоставления сотрудникам различных бонусов — например, возможностей для профессионального роста. Если бы Баратеоны уделяли этому больше внимания (например, продвигали внутренних кандидатов или организовали курсы ориентации в дворцовых интригах), возможно, им удалось бы сохранить Десницу еще хотя бы на пару серий.

4. Деньги и драконы — это хорошо, но залогом рекрутингового успеха были и остаются новые возможности

Матерь драконов следовало бы поместить в Зал славы для рекрутеров.

Дейнерис смогла собственноручно собрать под свои знамена армию освобожденных рабов. А что самое интересное, она не обещала им заплатить! Вместо этого она воспользовалась советом от Лу Адлера, продав им карьерные возможности. Дейнерис поговорила с рабами на их языке и убедила присоединиться к ней, пообещав подарить больше свободы и удовлетворенности от работы, чем предыдущий «работодатель». Речь Дейнерис вдохновила рабов из трех городов, и в результате она приобрела многотысячную армию.

Ее рекрутинговый подход мог бы сработать и в реальной жизни. В исследовании от LinkedIn, 45% опрошенных, планирующих сменить работу, сообщили, что делают это «из-за недостатка карьерных возможностей». Они отметили, что решающим фактором являются не деньги (только 34% указали, что недовольны компенсацией или привилегиями). Дейнерис знала: стоит лишь подробно описать рекрутам, как воссоединение с ней повлияет на их карьеру, и они будут с восторгом слушать все, что она скажет.